Сегодня материал нашей традиционной рубрики будет посвящен профилактике суицидального поведения детей и подростков. Что должны знать родители дабы предотвратить беду — об этом рассказывает психолог ГАУСО «КЦСОН» в городе Новотроицке Сауле Асанова.

Опасный возраст

Анализируя статистику по стране, можно сказать, что проблема суицидального поведения практически не встречается среди младших школьников, — начинает разговор Сауле Сирикжановна, — но среди подростков, начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. С точки зрения разных исследователей, суицидальное поведение достигает максимума в пубертате, так что пик суицидального риска выпадает на 15–19 лет. Впрочем, есть основания считать, что число суицидальных попыток в детском возрасте (с 6 до 12 лет) также увеличивается.

Самыми распространенными мотивами для опасных игр со смертью являются демонстрация или манипуляция. Подросток решается на этот шаг, желая «наказать обидчиков» — родителей, сверстников, учителей. Как правило, такие суицидальные попытки предпринимаются без серьезного намерения уйти из жизни. Опасность заключается в том, что действия, начатые как простое запугивание, могут обернуться непоправимой трагедией.

Факторы риска

Сауле Сирикжановна называет их в порядке распространенности:

Первое: сниженный фон настроения подростка. Для подростков, совершивших попытку самоубийства или имеющих суицидальные мысли, достаточно типично депрессивное состояние.

Второе: повышенная склонность к аутоагрессии и неразвитость приемлемых способов выражения своего негодования по отношению к другим людям. Неосознанная, подавляемая агрессия по отношению к другим людям может быть пережита подростком как ненависть к себе самому.

Третье: негативизм самовосприятия и неустойчивость самооценки.

Четвертое: психическое здоровье. Суициденты представлены следующими диагностическими категориями: психически здоровыми, лицами с пограничными психическими расстройствами, психически больными.

Особенности суицидального поведения подростков

К особенностям суицидального поведения подростков относят недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода, — продолжает психолог Асанова, — а также несоответствие между внешним поводом и реакцией на него. Речь идет о излишне серьезной реакции на незначительную, с точки зрения зрелого человека ситуацию. Зачастую поводом для суицидальной попытки может стать, например, «проходной» запрет на позднее возвращение или угроза временного отлучения от электронных гаджетов.

И нельзя забывать, что суицидное поведение подростков может стать подражательным. Они копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Страшная мода

Ни для кого не секрет, что сегодня молодые люди создают целые сообщества, знакомятся на сайтах, посвященных суициду, в Интернете. Изучают способы самоубийств и договариваются о том, как, где и каким образом они перейдут «грань между жизнью и смертью».

Такой «моде на смерть» сильно способствует массовая культура и СМИ. Существует огромное количество книг, фильмов, анимации и видеоигр, где тема смерти возводится в своеобразный культ. Причем все это окружается элементами романтики и особой эстетики. Отдельный акцент делается на исключительность, на особенность людей, которые подобным образом возвышаются над обыденностью и примитивными представителями общества.

В современное время большую популярность приобрели темы вампиризма, возрождения через смерть, обрядов, связанных с потусторонним миром. Такие фильмы, как «Сумерки», «Дневники вампира» пропагандируют мысль о том, что смерть — это нечто нормальное и даже жизненное.

Для неокрепшей психики подростка, обладающей повышенной восприимчивостью и эмоциональностью, подобная романтика становится весьма привлекательной.

Профилактика суицидального поведения подростков

Основные направления психопрофилактической работы ориентированы на помощь подростку в совладании с названными факторами риска, — объясняет Сауле Асанова. — Одним из аспектов такой работы может быть содействии осознанию и принятию ребенком своих негативных чувств в сочетании с выработкой способов их выражения.

Индивидуальное консультирование подростков по данной проблеме требует большого такта и строгой конфиденциальности. Оно носит строго персонифицированный характер. Предварительная беседа с родителями и тестирование позволяет выявить основные направления работы.

Причем, в тех случаях, когда суицидальное поведение подростка не является осознанным, озвучивать ему главную цель психологической помощи — не желательно. Одно неострожное слово — и подсознательное стремление может выйти на сознательный уровень, превратиться в реально существующее желание.

В тех случаях, когда ребенок уже озвучил желание свести счеты с жизнью или же предпринял даже незначительную попытку, родители должны незамедлительно обращаться за психиатрической помощью, — настаивает Сауле Сирикжановна. — Эта — срочная и неотложная мера.

В такой ситуации удержать ребенка от продуманного шага за грань жизни или крайне опасного эксперимента сможет только медик. Психологическое сопровождение будет опираться на рекомендации психиатра.

 

 

Версия для печати

Поделиться новостью: