Этот вопрос является первостепенным для большинства родителей. Что важнее: максимально удалить из жизни своего ребенка потенциально опасные факторы в ущерб самостоятельности или же развивать в нем эту пресловутую самостоятельность с риском набить шишки? А для мам и пап особенных детей данный вопрос становится жизнеопределяющим.

Как правильно поставить запятую в столь важном воспитательном императиве «Оградить нельзя защитить!» — рассказывает психолог ГАУСО «КЦСОН» в городе Новотроицке Елена Боголюбова.

Понятно стремление родителя оградить, уберечь ребенка от жизненных невзгод, — начинает беседу Елена Михайловна, — и чем слабее здоровье малыша, тем сильнее старание мам и пап. Воспитывающие особенных детей люди более подвержены, скажем так, педагогическим перегибам. Они видят, что их ребенок объективно не дотягивает до сверстников, нуждается в повышенной заботе и понимают, что целый ряд важных для жизни навыков их ребенок в полном объеме не освоит никогда.

И гиперопека начинает казаться единственным выходом. Приведу пример такой логики. Малыш плохо говорит — не буду мучить его дополнительными занятиями: выучу его «собственный» язык звуков и жестов. В итоге мальчик или девочка, способныей в рамках диагноза, освоить простейшую речь, не может произнести ни слова. Или же — ребенок, в принципе способный обслужить себя, кушает с ложечки из маминых рук. Подчеркиваю: я никого не обвиняю, а лишь объясняю, откуда берется гиперопека особенных детей.

Чем она чревата? Тем, что затрудняется социализация маленького человека. Да, ребенок долгое время не видит ничего плохого в том, что его оградили от решения бытовых вопросов, не «напрягают» дополнительными занятиями. Но со временем ему захочется более близкого общения со сверстниками. И тогда неизбежна большая проблема: мальчик или девочка не может самостоятельно принять гостей, приготовить себе покушать, одеть желаемую одежду…. У ребенка снижается самооценка, развиваются комплексы. И это — те сложности, от которых мама с папой уже объективно не смогут защитить своего сына или дочь.

Увы, мы не всегда можем оградить детей от трудностей жизни, — подводит итог сказанному Елена Боголюбова. — Но мы можем сделать другое: подготовить их к ним. Пусть не полностью, пусть частично или в рамках, наличных физических возможностей!

Поэтому я настоятельно советую родителям особенных детей, обращающихся за консультацией, максимально использовать имеющийся у ребенка от природы ресурс. Выполняя обычные бытовые задания (мытье посуды, приготовления бутербродов, уборка игрушек) под четким надзором родителей, особенный ребенок уже повышает свой уровень социализации.

В завершение нужно отметить, что сотрудники Центра реализуют целый ряд программ, так или иначе направленных на содействие социализации особенных детей. Основная роль в этой деятельности принадлежит, конечно же, программам «Шаг за шагом» и «Тренировочная квартира». В ходе занятий детям прививаются бытовые навыки, что — в свою очередь — повышает их уверенность в себе, а следовательно и личную самооценку.

Работа ведется вот уже больше года и родители ребят, систематически посещающих занятия, отмечают положительную динамику в развитии умений самообслуживания.

оградить или подготовить

Версия для печати

Поделиться новостью: