Нередко мамы ребят, состоящих на социальном обслуживании в ГАУСО «КЦСОН» в городе Новотроицке, обращаются к психологам Центра с вопросами. Самые распространенные из них — по поводу уровня развития познавательных процессов.

Мы решили систематически помещать в нашей рубрике «Совет психолога» ответы на наиболее популярные вопросы. Сегодня психолог Центра Сауле Асанова расскажет нашим читателям о том, как избежать в учебе и работе сложностей, вызванных низким уровнем концентрации внимания.

  • Существует целый ряд методик, позволяющий сделать внимание ребенка и взрослого человека более устойчивым. Однако многие из них требуют материальную базу (пусть и не большую) — схемы, картинки, тренажеры и прочее. А главное — выполняются в режиме «дополнительного урока», — говорит Сауле Сирикжановна. — Не открою Америки если скажу: в домашних условиях сделать такую работу систематически практически нереально. Большие академические задания на дом, усталость, эмоциональные перегрузки, — поводов отложить занятия «только на сегодня» слишком много! Поэтому я объясню, как можно изменить подход к работе или учебе, дабы превратить низкую концентрацию внимания в своеобразное профессиональное преимущество. Говоря языком Дейла Карнеги: сделать лимонад из лимона.

По словам Сауле Асановой предпосылки для такой психологической метаморфозы заключены в самой природе низкой концентрации внимания. Вот ее главные аргументы:

  • Человек легко отвлекается от текущего дела — значит, ему несложно быстро переключиться от текущей задачи к новой, другой, пусть даже совершенно не связанной с ранее исполняемым делом. Отсюда — повышенная сообразительность.

Человек быстро устает — но при этом быстро отдыхает. Психика словно включила автоограничитель на утомляемость. Поэтому ребенок незаметно для себя отвлекается от дела, если уровень усталости, образно выражаясь, приближается к критической отметке. В чем плюс? Человек не делит день на работу и отдых, живет в одном ритме. К слову, это большое преимущество для того, чья деятельность протекает в распространенном сегодня режиме 24/7.

Так как же перевести недостаток в список достоинств? Психолог Асанова предлагает несколько способов.

Во-первых, можно использовать чередование выполнения задач: причем, сами задачи должны быть диаметрально противоположными по природе. Например, чтение и уборка за домашним животным, решение примеров и упражнения на турнике, написание сочинения и легкая прогулка (хотя бы по квартире). Но как определить, когда пришла пора заканчивать с одним и начинать второе? Для этого есть следующее правило.

Нужно четко отслеживать время: пусть в каждой комнате будут часы — на столе, на стене… И пусть играет легкая музыка. Звучит парадоксально, но факт: человек со сниженным уровнем концентрации внимания повышает производительность труда под негромкие мелодии. Дело в том, что песни, давая психике возможность в нужную минуту отвлечься на слово, аккорд, смену композиции, не позволяют человеку отвлекаться ни на что другое.

  • В разговоре с родителями я оговариваю четко: эти методы — по своей сути способы самоконтроля над вниманием, — подчеркивает Сауле Асанова. — Поэтому они становятся хорошим дополнением к занятиям, проводимым в Центре. А еще я акцентирую внимание на важности личного примера. Если мамочку не устраивает то, что ребенок невнимателен, ей стоит — в первую очередь — проанализировать свое ежедневное поведение. Часто ли случается ей отложить дело на потом, а затем в нервах и спешке доделывать его в самый распоследний момент? Если да — не нужно винить себя за плохой пример ребенку. Лучше начать выполнять инструкции по контролю за вниманием вместе с ним. Тогда и успех придет быстрее.

Внимание: НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Версия для печати

Поделиться новостью: