Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания «особого» ребенка становится непосильной для родителей, они оказываются в сложной ситуации: испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние.

В общем случае понятие «Ребенок-инвалид» можно разделить на две категории:

  1. Дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств и с физическими недостатками или умственно отсталые дети;
  2. Дети, получившие инвалидность в результате длительной болезни.

Многочисленные исследования показали, что творческий потенциал таких детей огромен. Их таланты представляют собой значительную культурную ценность. А эффект от гармоничного развития личности и успешной адаптации в обществе благотворно влияет на здоровье детей.

Инвалидность ребенка, чаще всего, становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Действительно, воспитание ребёнка с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, изменяет, а нередко нарушает весь привычный ритм жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта развития и подтверждение инвалидности почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологической сложной ситуации.

Это необходимо знать!

Американский психолог Ребекка Вулис типичными реакциями на стресс считает: отрицание, печаль, гнев. Психологи выделяют четыре фазы психологического состояния в процессе становления их позиции к ребенку-инвалиду:

  • Первая фаза — «шок», характеризуется состоянием растерянности родителей, беспомощности, страха, возникновением чувства собственной неполноценности.
  • Вторая фаза — «неадекватное отношение к дефекту», характеризующаяся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
  • Третья фаза — «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся «результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений».
  • Четвёртая фаза — начало социально-психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений со специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

Страх за будущее своего ребенка, растерянность, незнание психологических особенностей воспитания, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», приводят к тому, что родители зачастую отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку.

Что же делать?

Родителям можно посмотреть на эту ситуацию с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, свои ценности и перспективы, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, дарить ребенку тепло, заботу и внимание, радоваться жизни и помогать другим мамам и папам с такими же проблемами обрести душевное равновесие.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

  1. Никогда не жалейте ребенка, что он не такой как все.
  2. Дарите своему ребенку любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в Вас нуждаются.
  3. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте трудности вместе.
  4. Предоставляйте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.
  5. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят Вас.
  6. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  7. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.
  8. Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Перенимайте чужой опыт и делитесь своим!
  9. Не изводите себя упреками! В том, что у Вас больной ребенок, Вы не виноваты.
  10. Помните, что когда-нибудь ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Для того чтобы легче воспринимать существующую проблему, либо по-иному взглянуть не нее, Вам в помощь прилагается древняя притча о горчичном зерне:

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, однако только в том случае, если она принесёт ему горчичное зерно из того дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски такого дома, а Будда отправился своим путём.

Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и весело напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной? На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе еще тяжелее её собственного.

Родителям нужно понимать, что жизнь не останавливается с рождением ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребёнка, любить его таким, какой он есть, не проявляя излишнюю ненужную жалость.

Следует научиться воспринимать ребенка с ограниченными возможностями, как ребенка со скрытыми возможностями.

Версия для печати

Поделиться новостью: